Автором данного термина является Брюс Бетке, который применил его к кино в 1983 году. Название жанра звучит на английском, как «cyberpunk», а под его категорию попадают в основном мрачные фильмы, действие которых происходит в недалеком будущем. Причем, это будущее осветляет все минусы современной цивилизации, когда все, что должно приносить человеку благо, грозит его уничтожению.
Кинокартины такого жанра основаны на переплетении достижений в кибернетической сфере деятельности, которые приводят к резкому упадку, что является характерным положением для человечества в целом, или для определенной части общества. Как следствие, социальные характеристики имеют тенденцию меняться только в худшую сторону, вопреки всем ожиданиям. Зачастую героями таких фильмов становятся своеобразные одиночки, которые не могут адаптироваться к создавшимся условиям изменившегося мира. Это могут быть как живые люди, так и роботы или другие кибернетические формы, которым присуще самостоятельное мышление.
Киберпанк и его сюжетная основа
Действия таких картин происходят в недалеком будущем и только на нашей планете. Причем это недалекое будущее находится на расстоянии всего нескольких лет. Сюжетная линия включает в себя постоянные конфликты и противопоставления постиндустриального общества, где выделяются хакеры, которые тем или иным образом соприкасаются с мировыми системами искусственного интеллекта. Вместо контролирующей власти выступают мега – корпорации, которые и руководят всем миром. Главный герой, как образец современного молодого человека, является натурой свободолюбивой, которая борется против такого правления, что делает его героем положительным, а корпорации – отрицательными.
Киберпанк на экранах
Одним из ярких примеров киберпанка является фильм режиссера Рилди Скота «Бегущий по лезвию», который вышел в 1982 году (посмотреть его можно здесь). В этой работе Ридли Скотт создал своеобразную антиутопию, действие которой происходит в недалеком 2019 году. Мир будущего представлен довольно таки мрачно, а населяют его различные классы жителей – это и сами люди, и продукты генной инженерии, киборги, и непосредственно роботы. Весь фильм пронизан постоянным противостоянием между этими видами существ, каждый из которых не желает признавать свою низкосортность, что приводит к вечной борьбе за власть, которая приводит к гибели и тех, и других.