На Фестивале Новой музыки вспомнили «Матрицу»

Новости

На Фестивале Новой музыки вспомнили "Матрицу"

С 9 по 23 февраля в Концертном зале Филармонии проходит Фестиваль Новой музыки. В рамках проекта некоторые участники Фестиваля пообщались с омской прессой.

Совсем недавно прошел концерт Юрия Башмета, стартовал Фестиваль Новой музыки, а Омская Филармония уже готовится к концерту Владимира Спивакова. В Концертном зале уже привыкли к большому числу зрителей, слушателей. Но Фестиваль Новой музыки — это эксклюзивный продукт «для самых любопытных меломанов», как заявляют организаторы проекта. Здесь было бы странно видеть полные залы, замечает художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев.

«На концерты должны приходить люди осознанно и быть готовыми к восприятию музыки. Я хоть и всегда радуюсь полному залу, но для меня как исполнителя будет лучше, если будет ползала, но очень внимательных, благодарных слушателей, чем полный зал, но с каким-то количеством «нагнанных» людей… потому что в музыке очень важно услышать паузу, тихую ноту. Важна атмосфера — атмосфера священнодействия», — отмечает он.

О столь редкой, даже уникальной атмосфере говорят и артисты, и композиторы. Причиной тому — дирижер, руководитель оркестра, и музыканты. «Они понимают с полуслова с полуноты все», — отмечает композитор Илья Хейфец, который представляет на Фестивале свой Концерт для фортепиано с оркестром. Произведение написано по просьбе московского пианиста, лауреата международных конкурсов Василия Щербакова. По словам автора, в работе задействованы более-менее традиционные средства. В других Концертах исполнителю приходилось даже лезть в рояль и играть на струнах — не только ногтями, но и палочками от литавр, и медиатором. Смена средств, инструментария — вот в чем отличие новой музыки от музыки прошлого.

«Темы одни и те же и в классической, и в хорошей современной музыке. Они не меняются. Это все те же вечные темы: человек и общество, человек и бог, человек и природа», — говорит Илья Хейфец.

Слушать классическую музыку, чтобы не превратиться в варваров, современную — чтобы не чувствовать себя законсервированным, — такая позиция у участников Фестиваля. Но есть и еще одно направление искусства — это модерн. «Это не фестиваль модерной музыки, которые очень модные на западе, — подчеркивают в Омске. — Много музыки пишется сегодня, но есть модерновая музыка, которая уже сегодня мертва, ее уже исполнять не нужно сегодня. Это реанимация трупа».

Так, не бегая за «лживой роскошью» и ненужными изысками, музыканты говорили о связи и взаимодействии искусства прошлого и настоящего.

«Перечитывая «Евгения Онегина», нужно все же интересоваться и новинками. Есть вечная классика — она о вечном. А параллельно существуют произведения, которые отвечают на вопросы сегодняшнего дня. В этом смысле и современная литература, и современная живописть, и театр — они ближе зрителю, слушателю», — отмечает Дмитрий Васильев.

Быть ближе слушателю, но не стать шоу-бизнесом — это и задача, и поблема современных музыкантов. «Есть искусство, есть шоу-бизнес. Все-таки хочется думать, что мы занимаемся искусством», — говорит дирижер.

«Мир сегодня коммерциализировался. И это страшно, потому что это — замкнутый круг. Бездуховность порождает бездуховность. Почему мы теряем молодые поколения? В конце концов люди превращаются в зомби, не знающих ни традиции, ни того, что сегодня делается живого», — добавляет Илья Хейфец.

На вопрос, о чем же произведения на Фестивале Новой музыки, своими мыслями поделился главный дирижер оркестра, ведь ему особенно пришлось проникнуть в каждое творение современного композитора: «Кто-то сказал, что говорить о музыке, это все равно что танцевать об архитектуре. Но все же ассоциации какие-то есть».

Так, Симфония Пендерецкого напоминает ему фильм «Матрица» — это победа машин, музыка компьютеров, победное шествие роботов. А Симфония «Град велий» Алемдара Караманова, входящая в цикл симфоний по Апокалипсису, заставила задуматься о жизни.

«Сейчас как никогда везде пишут о конце света. Конечно, много и спекуляций на эту тему, но memento mori (прим.: лат. «помни о смерти») никто не отменял. Нужно всегда помнить, что в любую минуту может случиться», — считает Дмитрий Васильев.

Серьезная музыка создается сегодня композиторами, чтобы не только веселить душу, но и очищать ее. Потрясающе разная по стилям, жанрам, инструментарию — настоящая музыкальная мозаика звучит и еще будет звучать в Омске в рамках Фестиваля Новой музыки. «Омск будет таким центром, в котором возможно исполнять самые смелые современные сочинения», — считает Василий Щербаков.

Текст Анастасии Гусенцовой

Оцените статью
Добавить комментарий