В Театре-студии Гончарука готовится премьера нового спектакля. «Ловец снов» – работа питерского режиссера Игоря Григурко, более известного омичам в качестве основателя театра «ЧелоВек». О постановке, пластике и жизни Игорь Григурко поговорил с корреспондентом проекта «Отдых в Омске» за чашкой кофе.
«Я не знаю, что это будет», — говорит режиссер о постановке, ведь спектакль рождается совместно с актерами. Жанр пластической драмы осваивают омские артисты: а это и пантомима, и акробатика, и хореография, и восточная пластика. В общем, как говорит Игорь Григурко, все, что движется, прыгает и скачет.
Спектакль «Ловец снов» (или «Ловец грез», как, возможно, он вскоре будет называться), создается по мотивам картин Сергея Пластинина – художника из Бурятии, откуда родом и сам Григурко. «Умнейший, интеллигентнейший, потрясающий человек, — не скупится на яркие эпитеты постановщик. — Его можно слушать бесконечно, и бесконечно, и бесконечно, потому что это такой кладезь знания, юмора, эрудиции». Оставаясь неизвестным в России, Пластинин популярен за рубежом. В картинах читается Дали с его сюрреализмом. Работы очень пластичные, а для Игоря Григурко как раз пластика и танец являются языком общения: «Он нам показал, что такое метаморфозы, которые открыл Сальвадор Дали. Но картины светлые и имеют определенное ядро, потому что возникают не просто так. Есть обязательно какое-нибудь зернышко, которое даст росток».
Будущий спектакль «Ловец снов» сюрреалистичен. Здесь соединяются поток сознания и подсознания, порождая причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов. «Все, что там есть, это все – завуалированное творчество художников. Но художников не тех которые пишут, а вообще людей, связанных с искусством… Ловец снов, ловец грез — это и есть художник, который создает некое произведение. А сюрреализм, потому что в принципе все, что происходит в этой жизни это сюрреализм в чистом виде», — заявляет режиссер.
Григурко, вторя полюбившемуся художнику Пластинину, главными героями своего произведения делает андрогинов — мифологических двуполых человеческих существ, которых некогда боги разделили на две особи — мужчину и женщину. «Это архетипная божественная целостность человека. Скорее, неизбывная тоска о ней», — пишет Пластинин.
«Творчество — это жертвенная самозабвенная игра, — цитирует режиссер художника. — Мне нравится эта концепция: поиск золотого сечения и гармонии в этой жизни, гармонии в том, что тебя окружает. Только немножко с другой позиции». В таких поисках пытаются услышать и понять свое тело актеры не пластические, а драматические, что диктует режиссеру несколько непривычные, другие правила игры.
«Ловец снов» – не первая совместная работа Григурко и Театра-студии Гончарука. В спектакле «Женитьба Фигаро» по произведению Бомарше он выступил как режиссер по пластике и художник по свету. Игорю Григурко знакома и омская труппа, и небольшая, довольно камерная, сцена в санатории «Рассвет», которая уже скоро предстанет зрителям в необычном виде. Актеры будут не только ходить, но и висеть под потолком. Узнать полюбившихся артистов также будет непросто, причиной тому грим, маски да и просто новое качество.
«Главное, чтобы потом этот спектакль развивался. Актеры будут находить что-то новое, себя развивать, а значит и спектакль. Тогда он будет жить, получать новые краски. Он будет глубже, интереснее, будет более вместительный», — говорит постановщик о будущем «Ловца снов».
Сноведения, мечты, грезы… Каждый зритель возьмет из театрального действа что-то свое. Премьера спектакля «Ловец снов», пластического сюрреализма Игоря Григурко, намечена на 27 марта.
Текст: Анастасия Гусенцова
Иллюстрации: Сергей Пластинин