В первый день весны на сцене Концертного зала Омской филармонии в честь своего 20-летнего юбилея выступили величайший альтист современности Юрий Башмет и его уже легендарный ансамбль «Солисты Москвы». В программе концерта — только шедевры: Шуберт, Шнитке, Шостокович, Вивальди. А вот о том, что в головах, Юрий Башмет рассказал на встрече с омскими журналистами.
Закуривая Rothmans King Size, сверкая немалой величины кольцом на мизинце правой руки, за чашкой кофе альтист, дирижер, педагог и общественный деятель отвечал на вопросы прессы.
Тур посвящен юбилею коллектива. 20 лет — это много или мало?
Юрий Башмет: Я думаю, что у каждого коллектива, особенно маленького, есть какой-то срок и критическая цифра, так же, как бывает в замужестве, женитьбе. Наступает критический момент, его проходят люди, и затем, наоборот, получается, что укрепляется это все. Такой период был. И уже даже два. Много, конечно много. Ну, 20 лет! За это время рождаются дети, меняется место жительства и вообще жизнь меняется, политика тоже влияет. Но текучесть очень маленькая в этом коллективе. В основном, если кто-то уходил, то это было связано с ситуацией семейной. Есть очень много девушек… в общем, все равно от правды не уйти — в основном они уходили из-за женщин…
Виолончели, альты, вторые скрипки — состав тот же, что и при создании оркестра, лишь небольшие перемены в первых скрипках да недавно сменился концертмейстер. «Солисты Москвы» действительно узнаваемы, «имеют свое лицо, очень яркое». Это не просто сыгравшийся ансамбль — их можно узнать по особому звучанию. Причиной тому неповторимые музыкальные краски, средства, инструментальные особенности.
Выпускников, лучших студентов и аспирантов Московской консерватории пригласил некогда Юрий Башмет в состав камерного ансамбля. И вот за 20 лет совместной работы — около 2 тыс. концертов в более чем 50 странах мира.
Юрий Башмет: Все, что у них хорошее — это их родители, учителя и потом я. А все плохое — это я. Так что, какие есть – такие есть на сегодняшний день.
На вопрос, какой же коллектив лучше, ближе – который когда-то остался во Франции или тот, что выступает сегодня — великий альтист отвечал с улыбкой: «Вот альтист был замечательный. Он умел извлекать определенный звук, но заставить его изменить краску звука было невозможно. А этот коллектив, поскольку они были студентами, они были очень гибкими, как пластилин. Их можно было еще учить».
Не остался без внимания и политический вопрос в свете грядущих событий. Альтист с мировым именем выступает в поддержку одного из кандидатов.
Юрий Башмет: Я не хожу на митинги. У меня нет на это времени. Может, и пошел бы… Он человек слова… по понятиям уличным, еще в детстве, юношестве еще. Он говорит, Россия не прогнется.
Но главной все же остается музыка. Башмет замечает, что при теперешней власти изменилось отношение к музыкантам — оно обрело достоинство. А политические игры играм творческим не мешают. Так, проекты с видными артистами, среди которых Леонид Ярмольник и Константин Хабенский, отменять никто не собирается из-за разности политических взглядов.
Заронили омские журналисты в голову Башмета и мысль о сольном туре по городам России.
Юрий Башмет: Ну, мне немножко скучно одному ездить. Сольно пока я не планирую, но задумаюсь над вашим вопросом сейчас. Я редко играю. Я подумаю… Ближайший сольный концерт в Люцерне с моей дочкой. Один.
Рассказал Юрий Башмет и о семье. Недавно праздновали свадьбу дочери, которая ведет активно и концертную деятельность. О некоторых триумфах на ее концертах маэстро узнает порой из восторженных телефонных звонков знакомых. «До неприличия доходит», — комментирует ситуацию он.
Юрий Башмет: Внук, которому 5,5 лет, уже играет на скрипке. Он уже полгода учится. По-моему, у него хорошие данные, но меня не допускают… После каждого урока он получает шоколадку «Аленка». У него коллекция, и он угощает тех, кто приходит.
Внук — не единственный юный талант, за которым наблюдает Юрий Башмет. Альтист с мировым именем с удовольствием и теплотой в голосе называет имена молодых артистов, только начинающих свой путь на сцене.
Юрий Башмет: Есть постоянные партнеры теперь, молодые, с которыми я часто выступаю… Если камерная музыка, то я знаю, что приглашаю в качестве скрипача Аленочку Баеву, в качестве виолончелиста – Сашу Бузлова. О нем еще все услышат, кто не знает. Это потрясающий музыкант, инструменталист. Невероятно все получается, прекрасный вкус. Такой настоящий…
— Говоря о молодых музыкантах, Вы сказали «вкус». Что для Вас вкус музыкальный? Как можно охарактеризовать вкусы современной молодежи?
Юрий Башмет: Я когда спросил у Рихтера «Почему Вы, маэстро, не преподаете?», он говорит: «Ну что Вы, Юра! Я же еще сам не научился!». То есть это такое живое понятие вкуса. Он, конечно, тоже меняется, но вообще исполнитель, если он человек серьезный, он должен оттачивать вкус всю жизнь. Если мы говорим о музыке, но, я думаю, это касается не только музыки… Но все-таки есть некоторые помехи дисциплине. Грубо говоря, это в лучшую сторону отличает нашу школу. Есть и перекосы. Помню, однажды была статья про нашу хорошую исполнительницу, в которой было написано: «Играла как памятник советской спортсменке. А разве у камня есть душа?» Но дурак тот, кто это написал. Значит, ему важно было внешнее проявление, артистизм. Нас учили стоять как-то так, не очень двигаться, не танцевать и вообще не отвлекать, не мельтешить.
В гастрольном туре, посвященном юбилею коллектива, уже были Берлин и Ницца, в планах — Китай, Америка, Япония, Сингапур, вся Европа. Отмечена и хорошая акустика Концертного зала в Омске, в провинциальном городе, что, по сути, — редкость.
1 марта, в первый день весны, Юрий Башмет и его ансамбль «Солисты Москвы» заставили трепетать сердца слушателей, дали возможность соприкоснуться с настоящим чудом музыки, с искренностью человека в дыме Rothmans.
Текст Анастасии Гусенцовой