Омичам покажут женщин-«гусениц»

Новости

Омичам покажут женщин-"гусениц"

До 31 марта продлится выставка Василия Мельниченко «Гусеницы» в Музее имени М.А. Врубеля.

На выставке представлены цветные крупноформатные фотографии. Их героинями стали женщины от 27 до 45 лет разных профессий. Но их отличительная черта в том, что они экономически независимы от мужчин. Автор сравнивает таких женщин с бабочками — «яркие, талантливые, энергичные существа с широкими насыщенными цветом крыльями природной энергетики, которых социум с детства «упаковывал» в костюм малоподвижных, мимикрирующих под среду гусениц».

Уже в беседе, а не в творчестве Василий Мельниченко рассуждает и о причастности мужчин к «животному миру»: «Мужчина — жук. А они такие, как жуки, просто бегут важные: бум-бум-бум-бум… Потом рогами встретятся, потрутся, пободаются — и дальше бегут там кору грызть или еще что-нибудь. Все…у них вся жизнь такая. Потом где-нибудь в грязи поваляться — и опять кору грызть».

Всё же остальное в жизни, исходя из таких мыслей, приходится на долю женщины. Значит, она должна быть сильной? «Я не знаю, что такое сила, — говорит фотограф. — Мне очень нравится рассуждение у Тарковского… Сильное дерево, как мы его воспринимаем, — большое, старое. При порыве ветра, ударе молнии оно срубится. И представьте себе маленький побег — его нельзя сломать. Он будет гнуться, но не сломится».

«Гусеницам», участницам проекта, было предложено автором заполнить небольшую анкету — всего в несколько вопросов. Здесь проявилась индивидуальность каждой. Кто-то цитировал Чехова, — «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» – размышляя о том, как себя вести, если в ближайшее время введут домостроевские порядки со всеми вытекающими из этого последствиями. Кто-то оставил свой лист вообще пустым.

Поинтересовался автор и о том, думают ли о мужчинах его модели: «Думаете ли вы о мужчинах?.. Или вы думаете всегда о каком-то конкретном мужчине? Вопрос в этом. Когда мы говорим о гендере, у нас почему-то обычно ничего не получается. Мы всегда думаем о личностях, о конкретных людях. Никто не думает почему-то о мужчинах ВООБЩЕ, как о чем-то отдельном, другом, или о женщинах ВООБЩЕ. Спросите мужчину, думает ли он о женщинах? — Конечно! И тут же назовёт ряд женщин, о которых думает, и что он от них хочет!»

И в подтверждение этому ответы «гусениц»: о папе, о брате, о сыне. Любящего мужчины, мужа рядом с ними не наблюдается. Может быть проблема в их одиночестве? «Ерунда! Банальные фразы, — заявляет Василий. — Знаете, сколько людей готовы многое отдать за одиночество. За ними хвостом ходят родные, близкие, знакомые и не дают человеку побыть одному и понять вообще самого себя».

Семейная жизнь — это удовольствие или крест? Надо ли этот крест нести? Василий Мельниченко задается множеством вопросов, порой не ожидая получить ответа на них. Но кто превращает женщину-бабочку в гусеницу — он знает: «Семья. В первую очередь папа, мама. Самые близкие люди — самые главные враги наши».

Социум, в котором мы живем, держится на определённых ценностях. А они, по мнению автора, уже далеко не соответствуют сегодняшнему моменту: «Когда нам нужно было выжить среди стужи и диких животных, были одни правила… Но потом эта же ситуация изменилась. А мы продолжаем жить по тем же правилам. И вот начинаем встраиваться в эту средневековую модель… Будто бы действительно мужика бог сделал почему-то главным. Женщину он сделал тоже сначала, как мужика, а потом ей бороду оторвал. Он же по своему образу и подобию создавал!»

Так и вопросы старшего поколения «когда уже внуков принесешь?» кажутся в общей картине неправильными. Как и проецирование родительских идеалов на своих детей и реализация запланированных обществом жизненных сценариев.

Сам автор проекта имеет четырёх детей, которых воспитывает в полной свободе: «Дело в ответственности, в осознании того, что ты делаешь. Вот и всё. Дело в том, чтобы любить свою собственную жизнь».

Текст Анастасии Гусенцовой

Оцените статью
Добавить комментарий