Множество известных российских актеров театра и кино привезли с собой в наш город XXI Международный кинофорум «Золотой Витязь». Народный артист РФ Аристарх Ливанов встретился с представителями омской прессы.
«Каждый человек хочет быть счастливым, — говорит Аристарх Евгеньевич, — но у каждого человека свое представление о счастье, свой критерий блаженства. Мне для этого нужно немногое — заниматься делом… Профессии, которую я выбрал, как оказалось, нужно отдаться всерьез и навсегда, целиком. Ибо в ней ты, как велосипедист: держишься пока движешься, как только остановился — падаешь».
В свои же 65 лет Аристарх Евгеньевич, кажется, и не собирается останавливаться. На его счету более 100 кинокартин и около 80 ролей в театре. Да и самих театров в послужном списке актера немало — целых 9. За такую частую смену места работы Ливанова критиковали не раз. «Нет, я не попрыгунчик, я принципиальный человек. Если мне становится некомфортно, как-то хотят меня обидеть, я называю себя ящерицей. Если мне наступили на хвост, я говорю: «Спасибо, до свидания, ешьте его, грызите» — а сам уже в другом театре, в другом проекте и уже играю другие роли».
С недавних пор Ливанов осваивает и еще одну для себя роль — приятную роль дедушки. Безумная любовь к внукам дает ему силы. Вообще семейные отношения крайне важны для Аристарха Евгеньевича. Недаром он с теплотой в голосе рассказывает предание о том, как родителей обвенчала война: лермонтовским «Мцыри» отец завоевал в свое время сердце матери.
Семья и работа — на эти темы актер может говорить бесконечно. В советском кино благодаря фактурной внешности он часто играл белогвардейцев. Ливанов и сейчас задается вопросом, «почему белые потерпели поражение».
Сегодня он часто сравнивает советские и современные киноработы: «Каждый день опускается уровень нашего уважения, понимания и вкуса. Как мы определяем это? Нам вдруг кажется, что те советские фильмы, в которых мы ничего не видели, стали очень хороши».
Современное кино Ливанов судит и на «Золотом витязе» — оценивает студенческие дебюты игровых и документальных фильмов. «Сидеть в жюри — это и почетно, и интересно, и отвратительно, — делится впечатлениями актер. — Смотришь хороший фильм — радуешься, но когда кроме нахальства и отсутствия таланта есть еще и отсутствие вкуса — сидишь в темноте, скрипишь зубами и ничего сделать нельзя… Дисциплина приковывает к креслу».
Сравнивает Аристарх Ливанов не только времена, но и фестивали. «На многих фестивалях чувствуешь себя неловко, чужим человеком, — говорит он. — Здесь — как храм. Вы и все вместе, и ты один. Здесь никто не обижает и все слышат тебя. Самое главное — тебе никто не мешает любить, и тебя любят…»
Текст: Анастасия Гусенцова