О таком желании рассказал журналистам российский театральный режиссер, Народный артист России, художественный руководителем Малого Драматического театра Лев Додин на творческой встрече.
Спектакль Додина «Три сестры» два вечера, 25 и 26 июня, показывали на сцене Омского академического театра драмы — он закрывал «Академию». Довольно сложная постановка, за время которой зрителю приходится совершать большую работу по разгадке. На сцене только «ходят и разговаривают, ничего не происходит», как говорит сам режиссер.
В Чехове родился новый русский театр, где написан не каждый отдельный человек, а среда. Автора даже в свое время обвиняли в безыдейности бессодержательности. Сложен он и для актеров. Им, как отмечает руководитель Театра Европы, «важно слышать друг друга и даже любить друг друга».
«Театр испытывает кризис человечности, — уверен Лев Додин. — Всем легче развлекаться, говорить пластическим языком, метафорическим языком, который вроде бы возвращает нас в мифологическое сознание, но все упрощает. Трудно представить себе Достоевского в метафорах. Он длинный…».
Практически монолог о театре, современном и старом, вел известный режиссер: «Зрителю интересно пережить в театре то, чего он не ожидает, поэтому, когда мы ссылаемся на вкусы зрителей, это все абсолютная неправда. Зритель ничего не может хотеть, кроме того, что он уже видел. Он видел Пугачеву — он хочет еще Пугачеву. Если ему будут часто показывать Эдит Пиаф, может, он захочет и Эдит Пиаф. Он может хотеть только повторения, отсюда и понятие звезда… А в театре весь смысл — не повторяться«.
Самым главным для развития театра Додин считает репетиции. Излишняя же красота помещения — мрамор, блеск — отвлекают от погружения. Так даже была идея создать идеальный театр 21 века, где все устроено по необходимости.
«Театр — это язык межнационального общения, — уверен Лев Абрамович. — Чем о более национально острых вещах, проблемах, касающихся только нас, мы говорим, тем, как ни странно, более мы становимся интернациональными. Потому что проблемы в глубине — общие».
О проблемах, которые затронул еще Достоевский, также зашла речь на встрече. Один из наиболее политизированных романов писателя «Бесы» актуален и сегодня. «Сегодня, когда в России происходит, что происходит, нет нужды особенно комментировать актуальность пророческого романа Достоевского. Бесы и сегодня борются за власть, бесы объявляют войны, бесы начинают век обещаниями великих свершений и кончают великим крахом. Но не могут остановиться и снова, и снова рисуют величайшие иллюзии», — говорит о спектакле режиссер. На сцене Театра Европы постановка идет 9 часов с перерывами на кофе и обед. За это время зритель может полностью погрузиться в атмосферу эпохи.
Возможно, и омские зрители смогут увидеть «Бесов», ведь у дирекции «Академии» и Льва Додина уже есть некоторые договоренности по поводу следующего фестиваля. Известный режиссер задумался над названием проекта и даже вывел особую философию «Академии»: «Как все академическое, оно должно объединять те пласты, на которых стоит культура, с тем, что на нем возникает».
Текст: Анастасия Гусенцова